Способы приёма онлайн-оплаты в электронной торговле
Любой интернет-магазин должен обеспечить своим клиентам не только безопасные способы онлайн-оплаты приобретаемого товара, но и максимально разнообразные. Выгодно это и самому магазину, поскольку увеличивает вероятность, что покупатель завершит сделку, а не остановит её на выборе способа оплаты, поскольку не нашёл подходящего варианта.
Впрочем, хвататься в этом вопросе за всё подряд онлайн-предпринимателю тоже не стоит. Дело в том, что некоторые из способов приёма платежей могут потребовать серьёзных затрат, причем как на интеграцию, так и на дальнейшее обслуживание. Чтобы упростить задачу выбора, ниже представлены наиболее востребованные варианты.
Оплата банковской картой
Это самый простой и распространённый способ приёма платежей на сайтах. Для того чтобы его организовать владельцу ресурса необходимо лишь подключить платёжный агрегатор или интернет-эквайринг.
В этом случае оплата производится картами самых распространённых платёжных систем: «Мир», Mastercard или Viza. Для проведения оплаты покупателю нужно внести в специальную форму на сайте данные карты. При этом за каждую операцию интернет-магазин должен будет заплатить банку или агрегатору некоторую комиссию (как правило, не менее 1 %).
Система быстрых платежей (СБП)
Не менее популярный способ оплаты. Он быстр и безопасен. Покупателю в этом случае нет необходимости вводить данные карты. Для совершения оплаты достаточно в банковском приложении перейти по ссылке или по QR-коду.
Владельцу магазина данный вариант тоже выгоден, поскольку комиссия с каждой оплаты в этом случае меньше, чем при работе с эквайрингом (варьируется от 0,4 до 0,7 %).
СБП имеет и свои минусы. Одним из них является отсутствие возможности получения кэшбэка. Впрочем, маркетплейсы легко компенсируют этот недостаток: предоставляют покупателю, оплатившему товар по СБП, дополнительную скидку на следующую покупку или начисляют бонусные баллы. Тем самым они стимулируют клиента пользоваться именно этим способом оплаты.
Электронные кошельки
Этот способ оплаты популярен у людей, которые предпочитают не вводить данные своих банковских карт на сторонних ресурсах. Подобный способ оплаты достаточно безопасен, поскольку кошельки крупных платёжных сервисов имеют многоуровневую защиту данных.
Владельцам интернет-площадок принимать оплату на свои электронные кошельки тоже выгодно. Деньги в этом случае хранятся у оператора системы, а не в банке. Вывести же их можно без особых проблем. Перевод на банковский счёт занимает несколько минут, хотя в некоторых случаях может доходить до 2 рабочих дней.
К недостаткам электронных кошельков можно отнести достаточно высокую комиссию (2–4 %), а также отсутствие государственной защиты системой страхования. То есть, если по какой-то причине оператор прекратит работу, то возврат остатков средств с кошельков зависит исключительно от его добропорядочности. Впрочем, в России сейчас достаточно много крупных и проверенных электронных денежных систем, деятельность которых регулируется Банком РФ: ОЗОН банк, Яндекс Банк, ЮМани и т.д.
Платежные сервисы (ЭПС)
Отплата через платёжные сервисы банков пока только набирает популярность, но отказываться от этого способа, владельцам интернет-площадок не стоит. Тем более что взамен западным ЭПС в России появились собственные аналоги, такие как Яндекс Пэй, SberPay, Tinkoff Pay, Gazprom Pay и т.д. Пользуясь этими сервисами, покупатель оплачивает товар, авторизовавшись в Яндекс ID или через банковское приложение. Комиссии у каждого из этих платёжных сервисов свои. К примеру, у Яндекса она равна 4,5 %. Правда, при этом у данного сервиса неплохая программа лояльности.
Оплата долями (сплит)
Всё больше в жизнь пользователей входит и оплата через BNPL-сервисы. Они позволяют приобретать товары, оплачивая их частями (долями) без переплат. Сервис удобен для покупателей, а вот бизнесмену при его внедрении необходимо учесть целый ряд моментов:
- Отношения между покупателем и сервисом оплаты оформляются в виде договора-поручения. Такой договор не является кредитным. Из этого следует, что у покупателя больше шансов получить одобрение, ведь в этом случае не требуются справки с работы и не просматривается кредитная история.
- Оплата долей покупателем производится только через банковскую карту, которую тот прикрепляет к сервису.
- При использовании покупателем сервиса BNPL, оплата частями производится между ним и сервисом. Сам же сервис выплачивает продавцу сразу всю сумму за купленный товар. Это необходимо учитывать при юридическом оформлении подобных сделок, а также при составлении бухгалтерских отчётов.
- Стоимость товара, оплата которого производится частями, не должна превышать определённой суммы. Как правило, это 100 тыс. рублей. Соответственно продавцу надо заранее решить, какие именно товары он готов продавать со сплитом.
- Оплату услуг BNPL-сервиса производится, путём вычета из суммы покупки комиссии. Величина комиссии у каждого провайдера своя. Кроме того, она может меняться в зависимости от суммы покупки. Так что прежде чем заключать договор на оказание подобной услуги, владельцу площадки стоит просчитать, насколько подобный способ оплаты будет ему выгоден и не уйдёт ли большая часть прибыли на оплату комиссии сервису.
- Желательно ознакомиться ещё и с тем, как сервис интегрируется с платформой, на которой будут размещён. Впрочем, в большинстве своём такие сервисы легко подключаются через готовые модули для популярных CMS и CRM-систем, интегрируются в приложения посредством мобильного SDK, а также взаимодействуют с онлайн-кассами. Кроме того, можно использовать и платёжный агрегатор, который помимо прочих предлагает и способ оплаты товаров частями.
Помимо вышеперечисленных, для увеличения конверсии можно использовать и прочие способы приёма платежей, например:
- Банковский перевод (подходит для работы с ИП и юрлицами).
- Через платёжный терминал.
- При получении в пункте самовывоза.
- Наличными при доставке курьером.
- В кредит (с заключением кредитного договора между покупателем и банком).
- С баланса телефона.
Но каким бы не были способы оплаты, онлайн-предпринимателю, обязательно нужно подключиться к онлайн-кассе. Это закон!