Не забыть бы самому, куда я спрятал этот файл…
…немного о том, как скрывали приватную цифровую информацию в начале этого века
Люди всегда стремились спрятать личную информацию от чужих глаз. Сначала это были укромные природные уголки, потом изящные шкатулки с секретом или мебель с потайными ящичками, а затем и целые сейфы с хитрыми запорами и системами безопасности. С появлением же компьютеров проблема сокрытия информации не пропала, а только усугубилась.
Это сейчас у многих имеется личный ноутбук или ПК, да и хранить информацию непосредственно на устройстве совсем не обязательно. Для этого придуманы облачные хранилища. А вот в начале века дело обстояло по-другому. И приходилось пользователям изыскивать всевозможные способы, чтобы спрятать от вездесущих родителей, любопытного коллеги или дотошного начальника некоторые файлы, а то и целые игры.
Скрытый файл
Самым простым способом скрыть некоторые файлы и даже целые директории являлось выставление для них атрибута «Скрытый» (H). Для этого надо было в свойствах файла или папки поставить галочку возле указанного значения. После этого проводник начинал показывать его только при включённой функции «отображать скрытые файлы». Способ хорош своей простотой. Но подходил он только, если прятаться приходилось от людей, лишь умевших запустить проводник и открыть тот или иной файл.
Системная папка
Современные «Вндовс» вряд ли позволят удалить какой-либо файл, влияющий на работу всей системы. В более старых версиях, при желании, «поломать Винду» можно было без особых проблем. Потому большинство пользователи в системные папки старались не залезать. И это стало хорошей возможностью для сокрытия приватной информации.
Делалось всё элементарно. В папке Windows создавалась директория с абстрактным названием, куда и перемещалось всё, что хотелось спрятать. Иногда такой папки ещё и указывали соответствующий атрибут – «Системный» (S). Благодаря этому папка даже не отображалась в листинге, что являлось дополнительной «степенью защиты».
Архив
Этим способом часто пользовались юные геймеры. Беспокоясь, что родители за какую-либо провинность удалят любимые игры, они их архивировали и прятали опять же в системных папках. Название архиву присваивалось абстрактное, после чего он запароливался. Как правило, на него устанавливался ещё и запрет на отображение содержимого. А для большей надёжности расширение файла менялось на такое, которое часто встречалось в указанной директории, например: *.dat, *.sys и пр.
Далее всё просто. Если установленная игра удалялась по чьей-то недоброй воле, то её легко можно было восстановить, поменяв обратно расширение архива и распаковав спрятанные в нём файлы.
Разбить файл / Собрать файл
В настоящее время предыдущий способ потерял актуальность. Архивация современной игры займёт немало времени. Впрочем, и тогда, чуть более опытный человек, увидев достаточно большой «вес» непонятного файла, легко мог что-то заподозрить. В таком случае использовались различные утилиты для разбивки файлов на части.
Подобных программок существовало немало, например: File Splitter. Данная функция была встроена и в некоторые файловые менеджеры, например: Windows Commander (c 2002 года – Total Commander). Утилиты разбивали большой файл на некоторое количество кусочков. Как правило, в настройках можно было либо задать максимальный размер кусочка, либо количество кусочков. В большинстве случаев кусочки имели расширение в виде его порядкового номера.
Дальнейший алгоритм повторял действия вышеописанных способов. Кусочки получали нейтральные имена и прятались в системных папках. А при необходимости та же утилита, что использовалась для разбивки файла, могла легко его собрать обратно.
AltDS
Под этой англоязычной аббревиатурой скрывается словосочетание «альтернативный поток данных». Он присутствует в любом файле, но в отличие от основного потока пользователю не виден.
В альтернативном потоке располагается самая разнообразная дополнительная информация о самом файле. Но главное, что наткнуться на неё случайно не представляется возможным. А вот прикрепить к файлу в качестве дополнительной информации, можно практически всё что угодно.
Впервые AltDS появилась в файловой системе HFS в Macintosh. Чуть позже подобную опцию Microsoft добавил в файловую систему NTFS. С тех пор любой более-менее продвинутый пользователь может воспользоваться ею для сокрытия личной информации. Для этого можно скачать специальные утилиты, а можно и воспользоваться встроенной в Windows командной строкой.
Стеганография, она же Тайнопись
Говоря простым языком, стеганография – это возможность спрятать тайное послание в обычном. К примеру, текст может быть сокрыт в картинке или в узоре. А может выглядеть и совсем невинным письмом. Прочесть же его тайную часть получится, если знать секретный способ, например: читать только заглавные буквы или третью букву каждого второго слова и т.д.
Таким же способом можно спрятать и цифровую информацию. В нулевых с этой целью чаще всего использовалась программа MASKER. С её помощью один файл можно было спрятать в другой, защитив при желании паролем. В качестве контейнера можно было использовать самые разнообразные типы файлов: изображения, аудио- и видеофайлы, исполняемые файлы (*.exe, *.dll и т.д.). При этом система не могла случайно открыть спрятанный файл. А контейнер же открывался как обычно.
Кстати, подобные утилиты популярны и сейчас. Найти их в сети труда не составляет.
Непосредственно шифрование
Утилиты для шифрования данных тоже легко найти в настоящее время. Но в 2004 году фурор произвела программа TrueCrypt. Она могла кодировать данные и даже создавать целые скрытые тома. Проект пользовался огромной популярностью, но в 2014 году был закрыт. Впрочем, свято место пусто не бывает. К тому моменту уже имелись и другие подобные разработки. А на основе TrueCrypt появился ответвлённый проект – VeraCrypt.
Эпилог
Большинство описанных методик сейчас выглядят весьма забавными. Практически любой школьник запросто найдёт скрытую подобным образом информацию. А уж о специалистах и говорить нечего. К тому же за прошедшие 15–20 лет были разработаны гораздо более совершенные инструменты, позволяющие надёжно защитить личное цифровое пространство.