Распространение интернет-рекламы обложат налоговым сбором
В скором времени Госдума рассмотрит во втором чтении поправки к закону «О рекламе». Согласно проекту документа, операторы рекламных систем, распространители рекламы в интернете, а также лица и организации, выполняющие посреднические функции между рекламодателем и владельцами рекламных площадок в сети интернет (рекламные агенты), будет обязаны переводить в бюджет отчисления с полученных от данного вида деятельности доходов.
Уточняется, что на текущий момент проект документа находится на стадии обсуждения у занимающегося подобными вопросами зампреда Правительства РФ Григоренко Дмитрия Юрьевича.
Размер сбора с распространителей рекламы в интернете и рекламных агентов, работающих в данной области, будет равен 3 % от доходов указанных лиц. При этом отчисления необходимо будет производить один раз в квартал. Как и в большинстве законодательных актов, в данном случае предусмотрены некоторые исключения. Так под действие вводимых поправок не будут попадать телевизионные и радиоканалы федерального значения, входящие в 1-й и 2-й мультиплексы (оба главных федеральных канала, Матч ТВ, НТВ, ТНТ, СТС, Спас и т.д.).
Предполагается, что полученные от нового сбора средства будут распределяться по трём основным направлениям: обеспечение стабильного функционирования инфоресурсов; развитие инфоресурсов; поддержка компаний-разработчиков отечественного ПО (включены в соответствующий реестр). Конкретный список ресурсов и организаций указанной сферы деятельности будет определён Правительством РФ дополнительно.
В случае принятия поправок, вступление их в силу будет происходить в несколько этапов. Основные изменения начнут действовать уже с 1 января наступающего года, а ряд пунктов – с первых чисел марта и апреля.
Эксперты встретили информацию о возможном принятии поправок достаточно настороженно.
Дело в том, что понятие «рекламораспространитель» – достаточно широкое. Под него подпадают не только сетевые издания, т.е. интернет-медиа, но и любой сайт или блог, владелец которого на его страницах размещает рекламную информацию (причём независимо от объёма размещённой рекламы и величины полученного от неё дохода).
Сетуют эксперты и на то, что в документе весьма нечётко сформулировано понятие «агент». Ввиду расплывчатости, под него подпадают практически все участники, задействованные в механизме размещения рекламы на интернет-ресурсах: непосредственно агенты, работающие с рекламодателем, компании, занимающиеся медиапланированием, программатик и контент-платформы и т.д. И каждый из них будет обязан заплатить указанный сбор. Как следствие, сами агенты будут стремиться оптимизировать расходы, подключая игроков, которые не подпадают под действие поправок. Однако это в любом случае повлечёт за собой рост цен на интернет-рекламу.
Между тем, крупные интернет-игроки, пока документ не утверждён депутатами, комментировать его не спешат. Своё мнение высказал лишь «Яндекс», считающий, что инициатива ставит в невыгодное положение практически всех, кто связан с интернет-рекламой.
Но хотя поправки только находятся на стадии рассмотрения, механизм контроля за распространением рекламной информации на интернет-ресурсах уже у соответствующих структур имеется – маркировка рекламы. Исполнение этих норм контролируется Роспотребнадзором. Согласно проекту документа, этот же орган будет контролировать правильность исчисления нового сбора, а также своевременность и полноту его отчисления в бюджет.
Для справки: согласно статистическим данным, только в первой половине текущего года продвижение в интернете обошлось рекламодателям в 381 млрд руб. Данная сумма на 50 % превышает ту, которая была потрачена на эти же цели за январь–июнь 2023 года.
Источник: Коммерсантъ