Главные дизайнерские стили в сфере IT за 40 лет
Сфера информационных технологий (IT) подвержена моде в той же степени, что и остальные сферы человеческой деятельности. Меняется внешний вид устройств, становятся другими графические оболочки программ и приложений, появляются новые функциональные решения. При этом дизайн в IT не существует отдельно от общества. Проследив основные тенденции этого направления за последние 40 лет, можно увидеть характерные черты стилей, которые были на пике популярности в соответствующие периоды времени.
Стиль Memphis появился в начале 80-х годов прошлого века. Его создателем является одноимённая дизайнерская группа, организованная итальянским художником Этторе Соттсасом. Являясь ярким представителем постмодернистской культуры, Memphis объединил в себе такие стили как поп-арт, арт-деко и китч. Его особенностями стали: яркие, порой не сочетающиеся между собой цвета, огромное количество повторяющихся узоров (паттернов), наличие геометрических форм и превосходство эстетического восприятия над функциональностью.
Казалось бы, для дизайна в IT данный стиль не подходит категорически. Однако его отголоски можно найти во внешнем виде многих приборов и устройств того времени. Чаще всего это выражалось в строгости форм и характерной вертикальной «ребристости». В графическом IT-дизайне черты Memphis найти проще, например: в версиях Windows c 1.0 до 3.1.
Пик популярности Memphis в обществе пришёлся на 1985–1990 годы. Однако в IT-сфере он продержался лет на 5 дольше. И только во второй половине девяностых Memphis начал уступать место новому направлению в дизайне – стилю Y2K.
Общество того периода ждало наступления нового тысячелетия. XXI век ассоциировалось с началом эпохи будущего. Ну а общественный интерес к информационным технологиям активно подогревала «проблема 2000».
Именно поэтому стиль Y2K (расшифровывается как Year – год, 2К – 2000) к концу 90-х вышел на пик популярности. Он подразумевал использование ярких цветов, сочетание холодных и тёплых оттенков, наличие прозрачных и полупрозрачных элементов, округлых футуристических форм и высокую функциональность.
Устройства того времени часто были помещены в яркие полупрозрачные корпуса, с сильно скруглёнными углами. А лучшим примером использования Y2K в графике можно считать любимую многими операционную систему Windows XP.
Отгремели салюты встречи двухтысячного года, а фантастическое будущее так и не наступило. Особого разочарования в обществе это не вызвало, но стиль Y2К своё влияние стал потихоньку уступать. И примерно в 2005-м в сфере IT ему на смену пришёл дизайн-код Frutiger Aero.
С одной стороны данный стиль вроде бы стал продолжением Y2К, с другой же – на его создание во многом оказал влияние архитектурный стиль био-тек (архитектурная бионика), т.е. подражание природным формам. Отсюда более приглушённые и близкие к естественным цвета, при сохранении округлых футуристических форм. Неотъемлемым элементом Frutiger Aero стали градиенты, тени, отблески и отражения. В графическом дизайне для данного стиля характерно проявление скевоморфизма, т.е. использование элементов, визуально схожих с их реальными аналогами. Причём касается это не только природных объектов, но и вещей, созданных руками человека.
Отдельные элементы Frutiger Aero можно обнаружить в таких версиях Windows, как Vista и «семёрка». Однако наиболее ярко он представлен в видеоиграх, выпущенных в период с 2005 по 2014 гг., например: Mirror's Edge.
Как это ни странно, но на смену мягкому и плавному Frutiger Aero пришёл Flat Design, т.е. плоский дизайн. Этот стиль полностью исключает отсутствие объёма, являясь прямым наследником примитивизма. Используются в этом случае достаточно сочетающиеся и не слишком яркие цвета. Исключением является лишь ответвление Flat Design, объединившее в себе его идеи с идеями Memphis – Corporate Memphis. В этом случае, напротив, используются яркие цвета, гротескные объекты и антропоморфные существа с непропорциональными частями тела.
Несмотря на то, что у большинства обывателей Flat Design, а особенно Corporate Memphis, восторгов не вызывает, они используются до сих пор. Впрочем, далеко не везде. Опробовав Flat Design при создании Windows 8, Microsoft частично отказался от этой затеи уже при разработке «десятки» и окончательно в Windows 11.
Этому примеру следуют и дизайнеры других IT-компаний. Во что в итоге это выльется – сказать сложно. Однако вряд ли это будет возврат к уже имеющимся стилям. Вероятно, художники придумают что-то новенькое. Хотя может быть просто подновят старенькое, так например, в Windows 11 используются отдельные элементы Aero.